Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

библиографические пособия  методические рекомендации  конференции

В помощь работе библиотек по воспитанию правовой культуры населения

ББК 78.381
В11

В помощь работе библиотек по воспитанию правовой культуры населения [Текст] : метод. рек. / сост. Н. В. Аверьянова ; отв. за вып. Л. Н. Патрина ; ТОГУК «Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А. С. Пушкина». – Тамбов, 2012. – 20 с.


Составитель:
Н. В. Аверьянова, главный библиотекарь научно-методического отдела

Редактор:
И. С. Мажурова, заведующая научно-методическим отделом

Ответственный за выпуск:
Л. Н. Патрина, заместитель директора по научной работе

Данное пособие содержит методические рекомендации в помощь работе общедоступным (публичным) библиотекам по правовому просвещению населения. Рекомендуются мероприятия с использованием новых форм и методов индивидуальной и массовой работы.

1. Введение

Путь к правовому государству начинается с повышения правовой культуры всего общества в целом и каждого его члена в отдельности. В настоящее время, в связи с переменами в обществе и бурным ростом законодательного потока, отмечается повышенный интерес населения к своим правам. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности общедоступных (публичных) библиотек является обеспечение доступа граждан к достоверной, полной и оперативной правовой информации. Библиотеки как активные посредники в информационном взаимодействии власти и населения выполняют особую социальную миссию.

Превращаясь в информационно-культурные центры, библиотеки неминуемо усиливаются как субъекты социального воздействия на население. Они все теснее сотрудничают с государственными и общественно-политическими структурами, последовательно участвуя в становлении гражданского общества. При этом наши учреждения исходят из того, что важнейшим условием приобщения читателей к социальной активности является их правовое просвещение. Библиотеки играют в этом важную роль, что повышает их социальный статус и востребованность как у населения, так и во властных структурах. Каждая библиотека, исходя из потребностей читателей и собственных возможностей, выбирает для себя диапазон установок в правовом просвещении.

Деятельность библиотек в этом направлении должна быть направлена на воспитание гражданина, любящего свою Родину, трудолюбивого, знающего свои права и обязанности, умеющего правильно оценивать свои поступки и поведение других людей. И особенно важно воспитать у гражданина умение анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе.


2. Содержание работы библиотек по правовому просвещению населения

Основное содержание работы библиотек по правовому просвещению населения включает:

1. Формирование фондов документами соответствующей тематики.

2. Проведение мероприятий по повышению правовой культуры пользователей.

3. Подготовка рекламных материалов о работе библиотеки по повышению правовой культуры пользователей.

Обновление общества, развитие демократического правового государства — вот основные предпосылки для формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего доступность правовой информации для всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Участие библиотек России в работе по правовому просвещению и информированию граждан началось в конце 90-х, когда была принята межведомственная программа «Создание центров правовой информации на базе общедоступных библиотек», подписанная Федеральным агентством правительственной связи и информации РФ, Министерством культуры РФ, Российским Фондом правовых реформ. Социальная роль публичных центров правовой информации при библиотеках сегодня очень велика. Она заключается, прежде всего, в создании условий для свободного и полного удовлетворения информационно-правовых запросов граждан, общественных и государственных структур на основе фонда официальных правовых документов, формируемого с использованием современных информационных технологий. Повышение правовой грамотности и правосознания населения способствует росту действенности нашего законодательства. Вместе с тем публичные центры правовой информации могут и должны стать общественными центрами, в которых граждане имеют возможность высказать свои предложения и претензии к местным законам.

Деятельность публичных центров правовой информации в качестве посредника между властными структурами и населением способна оказать влияние на рост гражданской позиции россиян и содействовать их вовлечению в активную общественную жизнь. Фактически создаются предпосылки обретения библиотекой функции цивилизованной общественной трибуны, где реально возможно проведение законотворческих дискуссий граждан и общественных объединений, а также творческой мастерской для развития законодательной базы конкретных территорий, повышения правовой культуры населения.

Формы работы публичных центров правовой информации разнообразны. Это и удовлетворение запросов в любой удобной форме для пользователей: электронные рассылки, копирование с распечаткой документов, обслуживание по телефону в режиме вопрос-ответ, информационные бюллетени, дайджесты, закладки, листовки и др. Имея возможность самостоятельно работать с нормативными документами и решать правовые вопросы и проблемы, граждане выходят на новый уровень правового сознания, занимают более активную и осмысленную общественную позицию.

В информационном обслуживании библиотекам важно дифференцированно подходить к различным группам пользователей. С целью доступности к правовой информации необходимо проводить информационно-разъяснительную работу среди пользователей с ограниченными возможностями: пенсионеры, ветераны войны и труда, инвалиды, в том числе и на дому. Им следует рекомендовать такие беседы, как например: «Выбираем достойного», «О тех, кто хочет быть избранным», «Испытание выборами».

С целью индивидуального информирования муниципальных служащих по вопросам права необходимо провести анкетирование, по результатам которого сформировать картотеки запросов. Для старшеклассников, как важнейшем социальном ресурсе общества, проводятся библиотечные уроки с привлечением специалистов всех сфер. Рекламные приёмы, используемые публичными центрами правовой информации, становятся всё разнообразнее — это листовки, закладки, размещение информации на стендах, страницах газет, выпуск информационных буклетов. Рекламе отводится важное значение, поскольку она помогает распространению информации о существующих правовых центрах, о возможностях, которыми они располагают, и ресурсах, предоставляемых в пользование населению, тем самым способствуя повышению эффективности организации информирования и просвещения граждан.

В мае 2011 г. Президентом РФ утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», направленные на преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры россиян. Документом предполагается целенаправленное постоянное пополнение фондов общедоступных библиотек популярной юридической литературой за счёт целевого финансирования, что должно стать фактором для успешного участия библиотек в реализации государственной политики и положительно сказаться на качестве работы по правовому просвещению граждан в целом.

В соответствии с данным документом, одним из основных направлений работы библиотек по правовому просвещению населения должно стать полноценное комплектование фондов документами правовой тематики, как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях. Кроме того, значительно расширяет возможности оперативного и качественного доступа к правовым ресурсам обращение к электронным базам данных. Правовые справочно-поисковые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» — надёжные помощники в поиске правовых документов.

Для пропаганды правовых знаний в библиотеках необходимо проводить содержательную и разнообразную работу с использованием не только традиционных форм и методов, но и новых направлений. Выставочная деятельность библиотек позволяет оперативно знакомить с необходимой информацией и на должном уровне организовывать обслуживание пользователей.

Неординарный подход к организации и оформлению выставок будет способствовать активному обращению к ним. Вниманию читателей могут быть предложены различные выставки. Например, выставки-информации, выставки-викторины, выставки-диалоги, выставки-дискуссии, выставки-образы, выставки-портреты с названиями: «Живи настоящим — думай о будущем», «История президентства в России», «Голосуем за будущее России», «Выборы: история и современность», «Для вас, избиратели», «Твой выбор, Россия», «Вокруг права», «Я — гражданин, я — избиратель», «Мир права», «Выборы: завтра начинается сегодня», «Думай! Действуй! Выбирай!», «Наш выбор — наша судьба!», «Выбираем достойного Президента», «Кто, если не мы», «Представляем кандидатов» и т. д.

Становлению гражданской позиции населения способствует знание государственной символики страны, которая оказывает особое воздействие на эмоции, влияет на их сознание и поведение. Поэтому рекомендуется провести в библиотеках мероприятия по популяризации государственной символики, которые сыграют свою положительную роль в формировании уважения к символам государства. Интересным будет провести исторический вернисаж «Символы России — вехи истории», «Государственная символика России и история её развития». Целесообразно осуществлять формирование пресс-папок, таких как «Геральдика», «Гербы государств» и другие.

Важнейшее место в деятельности библиотек занимает информационное обслуживание пользователей, которое благодаря наличию электронных ресурсов, обретает новый уровень качества и практически неограниченные возможности. Выпуски дайджестов, библиографических списков литературы, обзорных материалов, буклетов, памяток и закладок по правовой тематике призваны ориентировать пользователей библиотек в информационных потоках, учитывая их информационные запросы и потребности.

Эффективность и качество работы по воспитанию гражданско-правовой культуры могут быть достигнуты, если она будет основана на индивидуальном подходе и учёте интересов граждан, их возрастных особенностей, социальной принадлежности. В первую очередь это относится к молодёжной аудитории, которая должна стать приоритетной группой в работе библиотеки.

Молодёжь, как особая социально-демографическая группа, требует повышенного внимания общества, она сегодня формирует и несёт в себе образ будущего, и на неё очень скоро будет возложена ответственность за развитие общества, за преемственность в его истории и культуре. Главная цель, которую должны поставить перед собой библиотекари при организации мероприятий в данном случае — воспитание молодого поколения в духе уважения к закону, формирование в среде молодых пользователей активной жизненной позиции, содействие в преодолении политической апатии.

Для подготовки и проведения мероприятий, адресованных молодёжи, желательно привлекать сотрудников отделов по делам молодёжи, прокуратуры, военкоматов. Целенаправленная системная работа по правовому воспитанию также способствует решению задачи профилактики правонарушений несовершеннолетних и воспитанию гражданского правосознания.

Большой популярностью среди читателей библиотеки заслуженно пользуются мероприятия правовой тематики, подготовленные с применением электронных средств информации. К числу подобных мероприятий можно отнести виртуальные выставки, мультимедиа-презентации («Интернет-ресурсы для молодёжи по избирательному праву», «Информационные правовые ресурсы в сети Интернет»), виртуальные путешествия по правовым сайтам сети Интернет, знакомство с электронными справочниками, дающими разъяснения на самые сложные вопросы в области права. Такие формы работы наиболее эффективны, т. к. открывают свободный доступ к информации нормативно-правового характера, позволяют предоставлять нормативные документы не только на традиционных носителях, но и в электронном виде, способствуют гражданскому самоутверждению молодых и повышению их юридической грамотности.

Работа библиотеки по воспитанию гражданско-правовой культуры избирателей ведется в течение всего времени, но особенно активизируется в предвыборные периоды. Выборы — это основная форма участия граждан в политике и государственном управлении.

Главными задачами библиотек по формированию правовой культуры пользователей-избирателей являются:

— повышение уровня правовой культуры и информированности населения о выборах, придание этой работе целевого и комплексного характера;

— создание информационной среды, необходимой для принятия пользователями библиотек обоснованных решений;

— оказание помощи в формировании позитивного и осмысленного отношения к участию в выборах;

— развитие новых направлений, форм и методов информационно-разъяснительной деятельности.

С целью их осуществления библиотекам необходимо усилить работу в следующих направлениях:

— создание системы содействия правовому просвещению, повышению гражданской активности и правовой культуры всех слоёв населения — наличие Планов или Программ, реализуемых библиотекой в данном направлении;

— выполнение библиотекой функций центра информации по вопросам избирательного права:

— взаимодействие библиотеки с органами местного самоуправления;

— развитие системы справочно-библиографического и информационного обслуживания по вопросам избирательного права;

— информационная поддержка правового воспитания молодого гражданина, способствующая вовлечению молодёжи в общественно-политическую жизнь общества и участию в избирательных процессах;

— освещение работы библиотеки в период подготовки и проведения избирательных кампаний в местных средствах массовой информации.

Разработка целевых программ и совместных планов работы с городскими и районными территориальными избирательными комиссиями позволит успешно создать информационную среду, необходимую для решения единой социальной задачи повышения политической избирательной активности граждан и принятия ими обоснованных решений. Активная информационная деятельность по разъяснению избирательного законодательства, значимости участия граждан в выборах, способствует созданию атмосферы доверия к избирательному процессу.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994 г. библиотеки «должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие». Библиотеки, как наиболее приближенные к электорату учреждения, используя собственные методы и формы работы, успешно формируют интерес граждан к правовой сфере жизни общества, позитивное отношение к выборам.

С целью изучения общественного мнения в период предвыборной кампании, выяснения правовых вопросов, интересующих молодёжь, целесообразно провести анкетирование, результаты которого используются в информационной работе библиотек. Примерные темы: «Что мы знаем о выборах?», «Что значат для тебя выборы?».

Содержание информирования всех участников избирательного процесса в библиотеках составляют: разъяснения по конституционному и государственному праву, по избирательному законодательству, особенностей его применения на конкретных выборах, по избирательной терминологии, прав и обязанностей избирателей; оповещение участников избирательного процесса о сроках и порядке осуществления избирательных действий; информация о депутатах, политических партиях, об их программах, о выполнении депутатами наказов избирателей, о государственных символах об истории избирательного процесса в России и в Тамбовской области.

Знание Конституции, конституционных прав человека, основных принципов Гражданского кодекса поможет рождению чувства права у подрастающего поколения, которое со временем может стать мироощущением. Чтобы повысить политическую и правовую культуру молодых избирателей в библиотеке оформляются: выставки — демонстрации, экспресс-выставки («Будущее России — за вами»), информационные стенды «Навстречу выборам», «Сделай правильный выбор», «Мы учимся выбирать». Библиотекам рекомендуется оформлять «Уголки избирателя», «Календари избирателя», информационные стенды со следующими названиями: «Кандидаты крупным планом», «Определи судьбу региона», «Судьба родного края: наш выбор», «Избирателям о кандидатах», «Навстречу своему будущему», «Выбирай достойного», «Законы, которые нас защищают», «Представляем кандидатов». На уголках избирателя могут быть указаны региональные нормативные правовые документы, границы избирательных участков, составы участковых избирательных комиссий, справочные материалы о нахождении штабов и представителей кандидатов.

Современные инновационные формы работы библиотек способствуют более эффективному распространению правовых знаний в молодёжной среде. С учетом специфики молодёжной аудитории упор делается на яркие, зрелищные мероприятия, предполагающие активное привлечение всех участников. Среди форм библиотечного обслуживания могут практиковаться такие, как деловые и ситуационные игры, пресс-конференции, ролевые игры, диспуты, круглые столы, избирательные практикумы, Дни информации, Дни периодики, уроки правовых знаний, уроки-дискуссии, часы избирателя, исторические дилижансы, правовые подиумы, тренинги политического общения, часы политических знакомств Примерный перечень тем к мероприятиям может быть следующим: «Твои права и обязанности», «Молодёжь и право», «Голосую за Россию», «Сделать выбор — твой долг и твоё право», «Легко ли быть избирателем?», «Я — избиратель», «Вам жить в России», «Выбери свою судьбу», «За жизнь спроси с себя», «Молодёжь выбирает будущее», «Знаешь ли ты свои права?», «С законом на Вы», «Учись быть избирателем», «Сегодня — ученик, завтра — избиратель», «Я — будущий избиратель!», «Молодые избиратели ХХI века», «Мы молодые — нам выбирать!», «Парламентские дебаты», «Партии: идущие на выборы», «Создай свое будущее — голосуй».

Пробудить у молодёжи интерес и потребность самостоятельно решать социально-политические проблемы, поможет организованная библиотеками совместно с территориальной избирательной комиссией новая форма работы по повышению правовой культуры — Клуб молодого избирателя. Положительным является то, что создание клуба позволяет вести работу постоянно и систематически, иметь ясные цели, задачи и пути решения.

С целью изучения базовых теоретических и практических представлений в области избирательных отношений в Российской Федерации рекомендуется проведение в рамках Клуба уроков правовых знаний, серий библиографических обзоров, ролевых игр, творческих конкурсов и др. Используя современные информационные технологии, библиотеки могут проводить обзоры интернет-сайтов правовой тематики.

В целях повышения уровня эффективности и качества правового просвещения в библиотеке и готовности молодых избирателей к участию в общественно-политической жизни страны рекомендуется подготовить и провести библиотечные уроки для старшеклассников школ, на которых в процессе обучения навыкам самостоятельной работы со справочным аппаратом библиотеки в качестве поискового материала могут использоваться различные носители информации по избирательному, муниципальному и конституционному праву.

Успешно решить такую задачу, как формирование практических навыков для участия в избирательной процедуре, поможет проведение Дня молодого избирателя, оформление книжной выставки «Государственная молодёжная политика». Молодые избиратели могут совершить экскурс в историю демократических выборов в России, познакомиться со структурой органов местного самоуправления муниципального образования, стать участниками театрализованного дефиле «Я — молодой избиратель России». К этому дню можно подготовить буклеты и листовки «Интернет в помощь избирателю», «Главное слово — твоё», «Сделать выбор — твой долг, твоё право».

Проведение мероприятий оказывает значительный резонанс на развитие мыслительного процесса подростков: сбор и анализ информации, её представление, защита своей точки зрения и выражение своего мнения, работа в группе; помогает вырабатывать собственную точку зрения, учит уважать мнение оппонентов, пониманию важной роли выборов в демократическом обществе.

Накануне выборов в библиотеках должна быть усилена просветительская работа с молодыми избирателями, голосующими в первый раз.

Успешная деятельность клубов будет способствовать повышению значимости библиотеки для воспитания чувств гражданской ответственности молодёжи, её заинтересованности политическими процессами в стране.

В период предвыборных кампаний на новостной странице сайта библиотеки целесообразно размещать актуальную информацию, касающуюся темы выборов.

В библиотеках рекомендуется вести непрерывную работу по пополнению фонда публикациями правовой тематики. Впоследствии эти материалы могут быть сформированы в тематические папки — «Правовой навигатор», «Твоё право мероприятий выбора», «По лабиринтам права», «Кого мы выбираем, когда выбираем власть?», «Любознательный избиратель», «Кандидаты крупным планом», «Сделай свой выбор», «Навстречу выборам». Такая информация — самая востребованная, т. к. предвыборные программы кандидатов печатаются в листовках, малоформатных изданиях и специальных выпусках в виде журнала или газеты и практически нигде, кроме библиотек, не сохраняются. Внимание пользователей привлекут созданные библиотеками коллекции листовок: «Кандидаты крупным планом», «Сделать выбор — наш долг и наше право», «Навстречу выборам». Материалы из тематических папок используются школьниками и студентами при подготовке к урокам, семинарам, при написании рефератов и докладов. Библиотекари могут подготовить для пользователей закладки с изложением основных понятий: демократия, выборы, право голоса, избирательная кампания, открытость и гласность выборов, выдвижение кандидатов, функции избирательной комиссии и т. д.

Проведение Дней избирателя («Сделай правильный выбор», «Гражданином быть обязан», «Мы и наши права», «Избирком сообщает», «Тема дня — выборы») позволяют библиотекам активно сотрудничать с кандидатами, представителями политических партий и общественных объединений. Такие встречи проходят в формате «вопрос-ответ», в ходе которых пользователи из компетентных источников о работе избирательных комиссий, наиболее актуальные и жизненно важные законопроекты, знакомятся с отчётами депутатов о своей деятельности. Крайне эффективно проведение в рамках библиотеки встреч населения с местной законодательной властью.

Большое значение для распространения правовых знаний среди населения имеет рекламная деятельность библиотеки. В информационной зоне библиотеки рекомендуется разместить обновляемый информационный стенд, например, «Изучаем избирательное право», имеющий карманчик «Возьми с собой». Карманчики пополняются информационными бюллетенями, листовками, закладками для того, чтобы посетители смогли сформировать домашнюю правовую библиотечку. В библиотеке оформляются стенды, знакомящие с кандидатами в депутаты и их предвыборными программами, образцами бюллетеней с подробным описанием порядка голосования, картами избирательных участков. Кроме того, необходимо разместить информацию о месте нахождения территориальной избирательной комиссии, расположении избирательных участков, расписание их работы и номера телефонов.

В период избирательных кампаний работа библиотек должна быть подчинена основным принципам — наглядности и доступности информации. Созданию позитивного имиджа библиотек способствует активное сотрудничество со средствами массовой информации.


3. Заключение

Многие проблемы современного общества разрешимы только при условии воспитания правосознания и правового просвещения населения, и от того, как будет развиваться этот процесс, будет зависеть и ход правовой реформы, и решение многих актуальных социально-экономических проблем страны и каждого гражданина. Последовательная и профессиональная организация совместной работы библиотек с государственными органами, органами местного самоуправления, средствами массовой информации по информационно-разъяснительной деятельности позволит сформировать у избирателей осознанное отношение к предстоящими выборами и явится залогом успешных избирательных компаний. Сегодня с уверенностью можно сказать, что, во многом благодаря усилиям библиотек, значительно повысился интерес читателей к литературе правовой тематики, разнообразились формы пропаганды правовых знаний.

Библиотекам необходимо переходить от разовых мероприятий к разработке перспективных планов в работе по правовому просвещению избирателей, что прибавит работе систематичности и целенаправленности и будет способствовать творческому развитию личности, осознанию гражданского долга избирателей, расширению кругозора и информированности, повышению электоральной культуры избирателей.


4. Список использованных источников

1. Библиотеки и выборы [Текст] / сост. Бахтина Т. А. и др.; Избир. комиссия Курской области. – Курск, 2004. – 173 с.

2. Блюдова, М. А. Выборы президента выдуманной страны : современные технологии модельной библиотеки [Текст] / М. А. Блюдова // Современная библиотека. – 2010. – № 1. – С. 50-53.

3. Богаева, Г. В русле предвыборной кампании [Текст] / Г. Богаева // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 6-7.

4. Выборы. Образование. Инновации [Текст] : сб. мат. IV Всерос. науч.-практ. Чичеринской конференции / под ред. А. С. Пучнина и др. – Тамбов : Изд-во ООО «Арт-Инфо», 2009. – 88 с.

5. Выборы. Регионы. Модернизация [Текст] : сб. мат. V Всерос. науч.-практ. Чичеринской конференции / под ред. А. С. Пучнина и др. – Тамбов : Изд-во ООО «Евростиль», 2010. – 144 с.

6. Институт выборов в истории России: Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX — начала XX вв. / Авт.-сост. Ю. А. Веденеев и др.; под общ. ред. А. А. Вешнякова. – М. : Изд-во НОРМА, 2001. – 784 с.

7. Правоведение [Электронный ресурс] : информ. бюл. Вып. 3 (июль — сентябрь) / сост. Н. Е. Козельцева, М. В. Макоян. – Тамбов, 2011. – 116 с. – (ТОГУК «Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина»; Центр правовой информации).– Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.tambovlib.ru/index.php?view=editions.bibliograf.00, свободный. – Загл. с экрана.

8. Учебное пособие для учителей общеобразовательных школ, преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования по проведению урока по избирательному праву [Текст] / под ред. А. С. Пучнина. – Тамбов, 2010. – 71 с.

9. Что такое выборы? [Текст] : сб. лучших рассказов конкурсных работ учителей начальных классов и педагогов системы дополнительного образования Тамбовской области / Избир. комиссия Тамбовской области. – Тамбов, 2009. – 62 с.

10. Электоральный атлас Тамбовской области [Текст] / А. И. Невзоров и др. ; ГОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина»; Избир. комиссия Тамбовской области. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. – 76 с.


Приложение 1


Анкета «Избирательная культура молодёжи»

Уважаемые читатели!

С целью выявления потребностей избирателей в получении информации о выборах и выборном процессе, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Как Вы оцениваете социально-экономическую ситуацию в России?

а) библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников благополучная;
б) катастрофическая;
в) приемлемая;
г) кризисная;
д) затрудняюсь ответить.

2. Кто, с Вашей точки зрения, несёт за это ответственность?

а) Президент;
б) Государственная Дума;
в) криминальные структуры;
г) предприниматели;
д) затрудняюсь ответить.

3. Нужны ли в современной России выборы?

а) да;
б) нет;
в) мне всё равно;
г) другое мнение.

4. Назовите наиболее влиятельных, по Вашему мнению, общественно-политических деятелей.

5. Какая программа кандидатов Вам подходит или наиболее приемлема, по-Вашему, для дальнейшего развития России?

6. Из каких источников Вы узнаёте об избирательных кампаниях (укажите не более трёх вариантов ответов)

а) газеты, журналы;
б) радио;
в) телевидение;
г) общение через Интернет (чаты и т. д.);
д) письма, листовки;
е) агитационные плакаты и щиты;
ж) встречи с представителями избиркомов, кандидатами;
з) другое.

7. Какой наказ Вы хотели бы дать кандидатам?

8. Какими, на Ваш взгляд, личными качествами должен обладать будущий Президент Российской Федерации?

9. Известны ли Вам основные законодательные акты, регулирующие выборы в Российской Федерации?

а) да;
б) нет.

10. Если известны, то какие?

11. Известно ли Вам, что в библиотеке действует Центр правовой информации, где Вы можете получить информацию о законодательных актах Российской Федерации и Тамбовской области?

а) да;
б) нет.

12. Какие знания в области законодательства о выборах Вам необходимы?

13. Нуждаетесь ли Вы в информации о своих избирательных правах?

а) да;
б) нет.

В заключение просим Вас сообщить некоторую информацию о себе. Это поможет нам правильно учесть мнение всех категорий пользователей.

Возраст:___________ лет.

Образование:______________________________

Социальное положение:_______________________________

Приложение 2


Экспресс-викторина «Выборы в вопросах и ответах»

1. Как называется политический добровольный союз людей, объединённых единством целей, выражения и защиты интересов с помощью политической власти? (Партия).

2. Назовите способ участия и принятия решения. (Голосование).

3. Назовите коллегиальные органы, формируемые в сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. (Избирательные комиссии).

4. Как называется гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом? (Избиратель).

5. Как называется лицо, выбранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? (Депутат).

6. Как называются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной компании? (Агитационные материалы).

7. Кто имеет право принимать участие в избирательной кампании? (Граждане, достигшие возраста 18 лет, если они не признаны судимыми и не содержатся в местах лишения свободы).

8. Как называется лицо, назначенное при проведении выборов вести наблюдение за проведением голосования, подведением его итогов, зарегистрированное кандидатом, избирательным объединением, группой избирателей? (Наблюдатель).

9. Можно ли агитировать за кандидата за день до выборов? (Нет, кроме этого, в течение трёх дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в СМИ результатов опроса общественного мнения и иных исследований, связанных с выборами).

10. В каком законе определено твоё избирательное право? (Конституция РФ).

11. Куда и когда надо идти голосовать? (В день выборов надо идти в ближайшую от Вашего дома участковую избирательную комиссию. Голосовать надо в день выборов, о котором сообщают СМИ или персонально уведомляет избирательная комиссия, с 8.00 до 20.00).

12. Что такое электорат? (Это граждане, которым предоставлено право проголосовать на выборах).

13. Что такое избирательный бюллетень? (Это документ для голосования с фамилиями кандидатов).

14. Что такое агитация? (Это деятельность, осуществляемая в период избирательной компании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).

Приложение 3


Интерактивная диалог-игра «Ваша гражданская позиция»

Диалог-игра начинается с показа электронной презентации, в которой представлена история избирательного права в России, отмечена роль молодых в развитие политической жизни страны. Первый этап диалог-игры называется «Визитка». В нём молодые люди представляют свою команду, формулируют цели и задачи своей «политической партии». На данном этапе игры участникам предоставляется возможность продемонстрировать свои творческие способности. На втором этапе участники должны ответить на вопросы правовой тематики. Последняя часть мероприятия — творческий конкурс — «Представление кандидата». Юные кандидаты от каждой команды должны представить свою программу по улучшению жизни родного края, всей страны.

Комментарии читателей

Александра Корецкая (пгт.Куминский Тюменская область) 14.10.2014 16:10
Работаю в библиотеке много лет, председатель территориальной избирательной комиссии муниципального образования. Добавила в свою методическую копилку.
Екатерина 12.12.2014 16:11
Отличный материал, очень много интересных идей, несколько добавила себе, спасибо Вам!
Татьяна Муратова (Саратовская область) 29.08.2016 13:23
Спасибо большое за материал. Очень помогло в работе по правовому просвещению, Работа для меня новая, необычная, после прочтения поняла что и очень интересная и совсем не сложная, если подойти с творчеством и пониманием.

Вы можете оставить свой комментарий:



Источник: http://www.tambovlib.ru/?view=editions.metod.data.po_vospitaniju_pravovoj_kultury



Закрыть ... [X]


УРОКИ. NET - Сценарии, уроки, конспекты - Все для Обниму я этот мир который подарил тебя песня слушать

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

Наш методпортфель: Летние чтения 2011 - Итоги

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

В помощь работе библиотек по воспитанию

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

Методика проведения Дней библиографии

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОПАГАНДЕ

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

Сценарии Нового года 2018

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

50 идей ко дню Святого Валентина: открытки, декор и подарки

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

Выкуп невесты: смешной современный сценарий 2017

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

Газета с поздравлением ко Дню рождения (мужчине)

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

Гатчинская афиша - z

Библиотечные сценарии мероприятий для старшеклассников

Государственное бюджетное профессиональное образовательное